[эфиоп. - великий у Бога], аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава. Житие святого (изд. К. Конти Россини) написано через полвека после его смерти и, как и его жизнь, не изобилует внешними событиями, но богато подвигами благочестия. Еще в юном возрасте А. Э. был столь богобоязнен, что простодушно отдавал все, что бы у него ни попросили именем Божиим. Окончив учебу, он был рукоположен во священника, но душа его не лежала ни к миру, ни к общежительному монашеству. Говоря «лучше умереть в пустыне, чем жить в монастырях», он мечтал поселиться в пуст. Вальдебба - известном центре эфиоп. аскетизма. Это желание А. Э. нашло отражение в его житии, согласно к-рому доставленный туда огромным зверем ужасного вида святой хотел остаться там навсегда, но был перенесен обратно на родину арх. Гавриилом. Скудость внешних событий жизненного пути А. Э. привела к тому, что житие его, по выражению Б. А. Тураева, «не столько связная и последовательная биография, сколько ряд отдельных повествований о чудесах святого». Тем не менее оно показывает, как, в то время когда южноэфиоп. монашество вело активную монастырскую колонизацию языческих земель, на давно христианизированном севере местное монашество закладывало основы национальных эфиоп. традиций аскетизма. Эфиопская Церковь почитает А. Э. святым (пам. 19 гэнбота - 14 мая).